Родителям

Можно ли оставлять ребенка на улице одного?

Один на улице.jpgЕсли говорить о населенных пунктах с большим количеством людей, развитой инфраструктурой и быстрым ритмом жизни, психологи не рекомендуют отпускать на улицу одних детей младше 10 лет.

Кроме того, любой переход к самостоятельности должен происходить постепенно. Сначала ребенку может быть предоставлена чуть большая свобода на детской площадке, потом возможность одному куда-то дойти, например, к другу, который живет двумя этажами ниже, с контрольным звонком: «Я пришел, все в порядке».

На следующем этапе возможен поход в магазин. При этом взрослый должен идти следом, чтобы проконтролировать процесс и убедиться, что ребенок точно помнит дорогу и правила безопасности. В таком случае он всегда может обратиться к вам за помощью.

Если родители отпускают детей гулять одних, то обязаны знать, где они находятся, с кем играют, обозначить время возвращения домой. А дети, в свою очередь, должны заучить домашний адрес и телефоны мамы и папы, не бояться позвать на помощь.

Недопустимы ситуации, которые несут угрозу жизни и здоровью ребенка. Например. Возвращаясь из гостей домой и находясь в состоянии алкогольного опьянения,мужчинан забыл свою 5-летнюю дочь на детской площадке. Ее нашли утром прохожие и вызвали полицию. Девочку с переохлаждением увезли в больницу на скорой. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». В отношении отца избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Также ему грозит до одного года лишения свободы.

Грудной малыш в переноске был найден на скамейке во дворе одного из домов.  Родителей начали разыскивать, но, по информации правоохранительных органов, ребенка могли не забыть, а оставить нарочно. Сотрудники полиции отправили его в больницу.

Что грозит родителям, если они оставили ребенка одного, какие последствия?

В России нет закона, регламентирующего возраст, с которого дети могут оставаться без присмотра взрослых дома или выходить одни на прогулку. На практике этот вопрос носит скорее морально-этический характер.

Согласно Семейному кодексу РФ именно родителям отведена главная роль в защите прав и интересов детей. До достижения ребенком совершеннолетия они отвечают за его жизнь, здоровье, психическое и физическое развитие. Только мама и папа могут решить, можно ли предоставить сыну или дочке дополнительную свободу и справятся ли они с ней.

Если в отсутствии родителей с ребенком что-то случилось, они будут нести ответственность по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» за заведомое оставление малолетнего ребенка без помощи в опасном для жизни и здоровья состоянии. В нашей стране малолетним считается ребенок, не достигший 14-летнего возраста.

Если в ходе изучения обстоятельств вина родителя будет доказана, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних».

Также существует Федеральный закон 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах без сопровождения взрослых с 22:00 до 6:00. В зависимости от региона могут быть свои нюансы. Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 1 сентября по 31 мая с 22:00 до 06:00 и с 1 июня по 31 августа с 23:00 до 06:00 без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих или осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в местах, в которых нахождение детей ограничивается.

Также с 22:00 до 06:00 подросткам в возрасте до 16  лет без сопровождения взрослых запрещено находиться в местах общего пользования. К ним относятся улицы, стадионы, парки, скверы, общественный транспорт, кладбища и т.дЗа допущение нахождения несовершеннолетнего в местах, в которых его нахождение запрещается или ограничивается, родителям могут выписать административный штраф в размере от одной до трех тысяч рублей.

Можно ли оставить ребенка одного дома? С какого возраста?

Однозначного ответа на этот вопрос также не существует. Современные дети хоть и более развитые, чем их мамы и папы в этом возрасте, но менее приспособлены к жизни. Раньше первоклассник сам возвращался из школы, разогревал еду, делал уроки и ждал, когда родители придут с работы. Сегодня все немного иначе. Одни дети и в 4-5 лет могут сами себя занять и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 13 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Большинство специалистов сходятся во мнении, что нельзя оставлять дома без присмотра детей до 7 лет.Здесь играют роль особенности возраста, характер, среда, в которой ребенок находится. Важно оценить его готовность к тем или иным действиям и непредвиденным ситуациям, способность понять обстановку и спрогнозировать поведение других людей, а также возможные последствия. Родители должны быть уверены, что он не откроет дверь чужим и не засунет палец в розетку, не выйдет самовольно на улицу, а в случае ЧП сможет позвонить или обратится за помощью к соседям.Не менее важный аспект – психологический комфорт ребенка.

Психологи предлагают провести небольшой тест. Если хотя бы на 8 пунктов ответ будет «да», можно немного ослабить контроль и позволить ребенку побыть самостоятельным. Если нет – значит, нужный момент пока не наступил, и лучше не рисковать.

  1. Ребенок знает, что можно делать, что нельзя и почему.
  2. Может адекватно оценивать свои поступки.
  3. Умеет пользоваться телефоном, знает номера мамы и папы.
  4. Не боится ограниченного пространства и темноты, спокойно играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без света.
  5. Может занять себя на два часа и более, не прибегаяза помощью к родителям каждые 10 минут.
  6. Часто играет в ролевые игры – «дочки-матери», больной и врач, учитель и ученик, ставя себя на место взрослых.
  7. В процессе игры не проявляет садомазохистских наклонностей, понимает, когда может быть больно и старается этого избежать. Не пытается причинить боль себе, родителям, братьям и сестрам, друзьям, не издевается над животными. Исключение составляют игрушки. Их ломают практически все дети, это нормально.
  8. Быстро прощает обиды, не вынашивает план мести, затаив злобу.
  9. Ответственно выполняет порученные ему домашние обязанности –убирает в своей комнате, помогает накрывать на стол, застилает постель и т.д.
  10. Проявляет самодисциплину, соблюдает режим дня без контроля и постоянного напоминания родителей, ест и ложится спать в одно и то же время.

Последствия оставления ребенка одного дома.

Дети могут открыть дверь незнакомому человеку, устроить пожар, играя со спичками, пытаясь включить электрические приборы, отравиться бытовой химией, открыть газовую конфорку, выпасть из окна, уйти из дома и потеряться.

Могут ли лишить родительских прав в случае, если ребенок пострадал?

Одним из оснований для лишения родительских прав является совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей. Данный факт должен быть подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.

В случае привлечения родителя к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ также может рассматриваться вопрос о лишении родительских прав. Но обоснованность подобной инициативы, учитывая, что это крайняя мера, зависит от конкретных обстоятельств, ситуации в семье и интересов ребенка.

Порядок действий органов опеки.

Необходимо понимать, что просто так, «для профилактики», органы опеки никого не проверяют. Должна быть веская причина – либо семья признана неблагополучной и уже состоит на учете, либо поступил сигнал. Ведомство реагирует на любые обращения, в том числе на анонимные.

В своих действиях сотрудники органов опеки руководствуются

ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» и положениями

Семейного кодекса РФ. Немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, допускается только при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью (статья 77 Семейного кодекса РФ).

Когда органы опеки выходят в адрес по сигналу, то составляют акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи. В нем указываются сведения о ребенка и его родителях, об отношениях, сложившихся между членами семьи, о жилищно-бытовых и имущественных условиях. Сотрудники устанавливают обстоятельства, свидетельствующие о возможности удовлетворения в семье основных потребностей ребенка (питание, образование, безопасность), выявляют наличие угрозы жизни или здоровью несовершеннолетнего.

Если сотрудник опеки приходит к выводу, что обстановка не вполне благополучная, но и не представляющая непосредственной угрозы для ребенка, то информация о семье направляется субъектам профилактики для организации соответствующей помощи и поддержки по преодолению трудной жизненной ситуации. В случае наличия вероятной угрозы жизни ребенка, он немедленно изымается и размещается в одном из социозащитных учреждений.

Как правило, неблагополучные семьи выявляются по сигналу сотрудников школы, поликлиники или соседей.

Разные семьи, разные ситуации… Не у всех есть возможность постоянно находиться со своим ребенком, не у всех есть бабушки и дедушки, живущие по соседству. Многим мамам и папам приходится развивать у детей самостоятельность, учитывая риски. И если в квартире можно убрать из зоны доступности все потенциально опасные предметы, то обезопасить двор или улицу невозможно. Несмотря на все рекомендации, готов ребенок остаться дома или пойти гулять один, решают родители, и они же несут полную ответственность за любые последствия.

Уважаемые родители!

Вы должны знать о Комендантском часе!

       Законом Свердловской области от 19.03.2021 № 20-ОЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей…«, внесены изменения в статью 3 Закона Свердловской области от 16 июля 2009 года № 73-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей».

       В соответствии с данными изменениями

под ночным временем в Свердловской области

понимается время с 22 до 6 часов.

    За нарушение детьми требований Закона Свердловской области родители несут административную ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ (в части неисполнения обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Памятка по соблюдению требований

Закона Свердловской области № 73-ОЗ

Перечень общественных мест, в которых в ночное время с 22 до 6 часов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ нахождение детей, не достигших 16 лет без сопровождения родителей:

▲ улицы

▲ дворовые территории

▲ стадионы

▲ парки

▲ скверы

▲ городские площади

▲ кладбища

▲ гаражи и гаражные комплексы

▲ нежилые и ветхие здания

▲ открытые водоемы

▲ автовокзалы, железнодорожный вокзал

▲ места общего пользования в жилых домах

▲ транспортные средства общего пользования

▲ объекты, обеспечивающие доступ в Интернет

▲ объекты развлечений и досуга, где предусмотрена продажа алкогольной продукции

Перечень объектов и помещений, в которых НЕ ДОПУСКАЕТСЯ нахождение детей, не достигших 18 лет в любое время суток:

▲ которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера

▲ которые предназначены для реализации только алкогольной продукции

▲ которые имеют доступ к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах) для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Нарушение комендантского часа предусматривает наказание штрафом родителей в размере 1000-5000 рублей согласно закону Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».

Уважаемые родители!

Каждый из Вас имеет права. Ваши дети находятся под защитой государства, они тоже имеют права. Права детей закреплены в Законе «О правах ребёнка». Но только разумное сочетание прав и обязанностей делает человека счастливым.

Ваш ребёнок имеет права

Право на жизнь и охрану здоровья(ст.6)Каждый ребёнок имеет право жить в нормальных, здоровых условиях. Вы дали своему ребёнку жизнь и обязаны создать нормальные здоровые условия для физического, умственного, духовного его развития, научить его ценить и беречь здоровье и жизнь.
Право на проживание в семье(ст. 12)Каждый ребёнок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нём. Долг родителей – научить дорожить семьёй, уважать родителей, личным примером показывать, что семья – начало всех начал, самое ценное. Когда родители расходятся, ребёнок может жить с одним из родителей. С кем из них, он вправе выбирать сам, начиная с 10-ти лет.
Право на жильё и имущество (ст.15, 16)Ребёнок, живущий с родителями в собственном доме или государственной квартире, имеет право на это жильё. Даже если он перестаёт жить с родителями, это право у него остаётся. Ваш дом – дом Ваших детей, куда хочется идти с радостью и бедой. Готовьте детей у будущей жизни: приобретайте ценные вещи, которые пригодятся им во взрослой жизни.
Право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей мысли (ст. 9, 10)Никто не имеет права жестоко обращаться с ребёнком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества. Ребёнок – неповторимая личность. Принимайте и любите детей такими, какие они есть. Умейте выслушать их, никогда не используйте насилие как метод воспитания.
Право на образование (ст. 19)Все дети без исключения должны учиться, причём они могут выбирать, в какой школе и на каком языке обучаться. На талантливых и способных детей государство обращает особое внимание. Помогите реализовать это право: оказывайте помощь, контролируйте учёбу, способствуйте развитию талантов, дайте совет в выборе профессии.
Право на труд, отдых (ст. 21, 22)У детей есть право получить выбранную профессию, работать, если только работа не вредит здоровью и не мешает учиться. Когда ребёнку исполнится 14 лет, он может поступить на работу при условии согласия родителей на это. С 16 лет дети имеют право самостоятельно решать вопрос, где им работать. Труд – лучший воспитатель, но он должен быть посильным. Чаще работайте и отдыхайте вместе. Находите время для своих детей, сделайте их отдых разумным и полезным.
Право на защиту чести и достоинства(ст. 24)Не унижайте детей недоверием, криком, оскорблением. Будьте терпимы, личным примером воспитывайте честь и достоинство.

Помните! Вы в ответе за своих детей

(ст. 14 Ответственность семьи за ребёнка).

     Родители и лица, их заменяющие, отвечают за то, чтобы дети росли здоровыми, воспитанными и у них были нормальные условия для жизни, учёбы. Если родители нарушают права детей, не выполняют свои обязанности, то детей передают на воспитание приёмным родителям или в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, а родные родители платят за их питание, одежду и другие необходимые для ребёнка вещи.

      Нарушение прав и ущемление законных интересов ребёнка родителями влечёт ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Счастья Вам и Вашим детям!

Семейный кодекс Российской Федерации

Глава 1. Семейное законодательство.

Статья 1. Основные начала семейного законодательства.

1.  Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи… недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав…

Глава 2.  Осуществление и защита семейных прав.

Статья 7. Осуществление  семейных прав и обязанностей.

2.  Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Глава 11.  Права несовершеннолетних детей.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в   семье.

1.  Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями.

1.  Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияет на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Статья 56. Право ребенка на защиту.

1.  Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими)…

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих).

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Глава 21.  Права и обязанности родителей.

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

1.  Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Статья 63.  Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1.  Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2.Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители… имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей…

Статья 63.  Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

1.  Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими  лицами… без специальных полномочий.

Статья 65.  Осуществление родительских  прав.

1.  Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление детей.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих  разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Статья 67.  Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников.

1.  Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2.  В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ними орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Статья 68.  Защита родительских прав.

1.  Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.


Права ребенка в семье

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

  • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
  • на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
  • на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
  • на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
  • на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Имею ли я право на совместное проживание с родителями?

Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

С какого возраста я вправе выражать свое мнение?

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?

Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).

Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?

С одной стороны, ни родители, ни кто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно. Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители из лучших побуждений, с разъяснением ваших прав. Это – право и обязанность родителей.

В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:

— изменение имени и фамилии;

— усыновление;

— восстановление родителей в родительских правах;

— в ряде вопросов, связанных с усыновлением.

Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.

Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?

Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

Мне не нравится мое имя. Я хочу его изменить. Имею ли я на это право и как мне поменять имя?

Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. И каждый вправе поменять их, не объясняя причин своего решения. Однако поскольку вы являетесь ребенком, то в от­ношении вас действуют особые правила. Если вам еще не исполнилось 14 лет, то изменение вашего имени (отчества, фамилии) осуществляется по совместной просьбе родителей с разрешения органа опеки и попечительства. Если вам уже 14 лет, то изменить ваше имя (отчество, фамилию) могут только с вашего согласия. Когда вам исполнится 14 лет, вы получите право самостоятельно менять свое имя. Однако сначала для этого нужно получить согласие обоих родителей (или единственного родителя) либо лиц их заменяющих – усыновителей, попечителей. При отсутствии такого согласия вы вправе обратиться в суд. Когда согласие получено (добровольно или в судебном порядке) вы уже можете обратиться в ЗАГС (орган записи актов гражданского состояния) по месту жительства или по месту государственной регистрации вашего рождения. Заявление о перемене имени подается в письменной форме (с указанием причины перемены имени) и к нему прилагается ваше свидетельство о рождении. При перемене имени выдается новое свидетельство о рождении. Если вы уже получили паспорт, то в нем производится соответствующая отметка, и он подлежит замене.

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответ­ствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи – по телефону.

Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им. При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.

Новости СПАЙС (doc-файл, 25540 кб)

Советы родителям! (Видео) (doc-файл, 34639 кб)

Всё, что важно происходит рядом с тобой! Видео для родителей (doc-файл, 29736 кб)

10 заповедей для родителей (Видео) (doc-файл, 41446 кб)

Что следует помнить родителям (Видео) (doc-файл, 21744 кб)

Роль родителей в воспитании здорового поколения (doc-файл, 3509 кб)

Как говорить с детьми о наркотиках (doc-файл, 11614 кб)

Опыт муниципальных образований Иркутской области по развитию родительского движения (doc-файл, 83 кб)

Памятка для родителей «Особенности созависимого поведения» (doc-файл, 493 кб)

Тренинги для родителей (doc-файл, 1267 кб)

Памятка советы близким наркозависимого правлено (doc-файл, 43 кб)

Кволс — Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания (doc-файл, 934 кб)

Гордон — Тренинг эффективного родителя (doc-файл, 492 кб)

Что делать, если ваш ребенок принимает наркотики (doc-файл, 18 кб)

Игротека «Здоровый образ жизни» (doc-файл, 77 кб)

Адаптивная программа факультативного курса «Как сбываются и разбиваются мечты» (doc-файл, 102 кб)

Практическое занятие по профилактике алкоголизма (doc-файл, 38 кб)

Возможности арт-терапии (презентация) (doc-файл, 619 кб)

«Дизайнерские» наркотики (doc-файл, 103 кб)

Дети – всегда копия родителей, как стать родителями, а не просто быть ими (doc-файл, 133 кб)

«Веселящий» газ (doc-файл, 146 кб)

Подростковый алкоголизм (doc-файл, 31 кб)

Как уберечь ребенка от наркотиков (doc-файл, 15 кб)

Диагностика наркотического опьянения (doc-файл, 37 кб)

Наркотики правда или ложь (doc-файл, 17 кб)

Признаки употребления наркотических средств и последствия их употребления (doc-файл, 25 кб)

Дополнительная информация (doc-файл, 71 кб)

Несколько советов родителям (doc-файл, 32 кб)

Что такое созависимость, и как с ней бороться (doc-файл, 28 кб)

Как говорить с детьми о наркотиках. (doc-файл, 24 кб)

Принято считать, что жизнь детей безоблачна, однако это не совсем верно: они, как и взрослые, сталкиваются с различными противоречиями и сложностями, порождающими конфликты. Именно в школьном возрасте в полной мере проявляются социальные потребности — возникают разногласия с одноклассниками, конфликт интересов со старшеклассниками и даже непонимание с педагогами. Форма конфликтов также может быть разной – от словесной перепалки до реальной драки, от однократных столкновений до затяжных противостояний. В разрешении любого конфликта ключевой момент — поиск конструктивного решения, и часто для этого требуется помощь родителей.

Как помочь ребенку

Взвешенно подходить к оценке конфликта. Иногда родителям свойственно переоценивать серьезность конфликта, например, тот факт, что два мальчика подрались, совершенно не означает, что они теперь будут “врагами” на всю жизнь. Драки и конфликты могут возникать даже между лучшими друзьями, и при этом достаточно быстро разрешаться, поэтому не стоит торопиться и вешать ярлыки, даже если в основе лежит личный опыт.

Не стоит видеть в любой ситуации преднамеренность действий. Активные игры или неосторожные действия детей могут привести к синякам и царапинам. Безусловно, это неприятно, но драматизировать все же не стоит.

Не решать конфликт за школьника. Когда родители берут на себя решение конфликта – например, договариваются с учителем, выясняют отношения с обидчиками и их родителями, полностью ограждая свое чадо от переживаний и участия в этом процессе, они тем самым лишают ребенка очень важного и необходимого опыта. А это означает, что в следующий раз в подобной ситуации он вновь окажется беспомощным. Задача родителей — выслушать ребенка, обсудить с ним сложившуюся ситуацию и вместе поискать конструктивное решение. Не стоит действовать у него за спиной даже из лучших побуждений, но если ситуация серьезная, например, ребенок подвергается систематической травле, подавлен, напуган, то действовать надо незамедлительно.

Разделять ответственность в конфликте. Родители должны понимать, что в любой конфликтной ситуации у каждой из сторон есть свой уровень ответственности.

Так, учитель несет ответственность за безопасность детей во время их пребывания в школе. Он должен своевременно информировать родителей о зарождающихся конфликтах, по возможности организовывать конструктивный диалог между детьми, регулировать споры на дисциплинарном уровне.

На родителях лежит ответственность за навыки поведения в социуме, уровень воспитания, а также они представляют интересы ребенка, когда конфликтная ситуация доходит до официального разбирательства.

Но именно ребенок должен нести ответственность за свои действия. У младших школьников, естественно, еще недостаточно опыта, чтобы полноценно разрешать конфликтные ситуации, и эти навыки приобретаются под руководством взрослых. Однако даже первоклашка способен понять, что в конфликте чаще всего виноваты две стороны, и иногда не лишним будет принести извинения, а также выслушать и принять их, даже если обида все еще сильна.

Владеть информацией (не путать с патологическим контролем). Очень важно, чтобы родители знали, что происходит в жизни школьника за стенами дома. Разговаривайте с ребенком, выстраивайте доверительные отношения и, конечно, поддерживайте связь со школьными педагогами и другими родителями. Но не перегибайте палку, не устраивайте за ребенком слежку. Доверие между родителями и детьми – залог того, что переходный возраст удастся пережить с минимальным стрессом.

Демонстрировать поддержку. В любой конфликтной ситуации нужно показать ребенку, что вы на его стороне. Это не значит, что вы поощряете его неправильные поступки. Однако, даже если ребенок не прав, вы не должны допускать агрессии или чрезмерного давления на него со стороны других людей. Ваша задача – вывести рассмотрение ситуации в конструктивное русло, что позволит дать объективную оценку происходящему. Если именно на вашем ребенке лежит ответственность за создание конфликта, то ему придется отвечать за свои действия, но при этом вы не должны допустить психологической расправы над ним. Действия всех сторон должны быть взвешенными и адекватными, добиться этого – задача взрослых.

В любой ситуации родители должны оставаться надежной опорой для своих детей — они не должны чувствовать себя одинокими и потерянными. Нельзя осуждать ребенка в целом, говорить, что он “плохой» или «неправильный”. Такими высказываниями и суждениями взрослые наносят ребенку глубочайшую психологическую травму, которая ведет к развитию комплексов. У школьника может развиться протестная реакция на подобное отношение к себе: “раз я плохой, и никому не нужен, значит, и буду плохим!”. В анализе конфликта необходимо давать оценку конкретным действиям ребенка, а не обобщать.

Анализ конфликтной ситуации не превращать в монолог. Распространенная ошибка многих родителей – превращать обсуждение конфликтной ситуации в нравоучительную лекцию-монолог. Как правило, такие речи малоэффективны, и из-за формата подачи информации ребенок очень быстро теряет к ним интерес и просто перестает слушать. Постарайтесь не оценивать ситуацию исключительно с позиции взрослого человека с большим жизненным опытом, а поставьте себя на место ребенка. Попробуйте прочувствовать, что испытывает ваш сын или дочь в сложившейся ситуации, больше спрашивайте, ищите нужные слова и подходящий тон, помогайте ребенку разобраться с эмоциями. Только после того, как утихнут первые эмоции, и школьник почувствует вашу поддержку и готовность помочь, можно переходить к обсуждению выхода из сложившейся ситуации.

Перед родителями стоят непростые задачи. Но ведь в этом и заключается родительская миссия – помогать ребенку осваиваться во внешнем мире и учиться взаимодействовать с окружающими людьми.