Кто в ответе за распространение информации, наносящей вред здоровью и развитию детей.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, является важной составляющей в воспитании подрастающего поколения, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правовой основой защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, являются федеральные законы от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Информационная безопасность детей, это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Закон устанавливает ограничения на распространение соответствующей информации в доступное для детей время и доступных для их посещения местах, а также обязанности изготовителей и распространителей информационной продукции принимать административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних.
В силу ст. 5 Федерального закона №436-ФЗ к запрещённой для оборота среди детей отнесена информация, побуждающая их к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические и психотропные средства, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информация порнографического характера; сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющие прямо или косвенно установить его личность.
Особенно важно соблюдение указанных требований производителями и распространителями информационной продукции, так как сеть Интернет, телевидение являются ключевыми источниками информации для детей сегодня.
В связи с этим, лица, которые организуют доступ к сети Интернет (образовательные организации, Интернет-кафе, организации питания и т.п.) в местах, доступных для детей, обязаны принимать меры по фильтрации контента.
Согласно требованиям ст. 22 Федерального закона №436-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прежде всего, неисполнение требований названного закона влечет административную ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного штрафа от двух тысяч рублей для граждан, до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц.
Отдельно административная ответственность установлена за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних
(ст. 6.21 КоАП РФ).
Российским законодательством установлена административная ответственность за распространение информации, признанной экстремистской (ст. ст. 13.37, 20.3, 20.29 КоАП РФ), материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 6.20 КоАП РФ).
Запрещенной к распространению без соблюдения требований законодательства является информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия). Санкция ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Для средств массовой информации ст. 13.21 КоАП РФ предусмотрены более высокие штрафные санкции (до 200 тысяч руб.) в случаях, если они нарушают установленный порядок распространения информационной продукции среди детей.
Также ч. 3 ст. 137 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.
В случае если нарушения названного законодательства связаны с изготовлением и оборотом порнографической продукции. Виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ в виде лишения свободы до 15 лет.
Стоит также отметить, что родители в соответствии требованиями ст.ст. 63-65 Семейного кодекса Российской Федерации имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать права и интересы детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
В случае неисполнении или ненадлежащего исполнения указанных обязанностей родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют:
Рособрнадзор — применительно к информационной продукции, используемой в образовательном процессе;
Минкультуры России — за оборотом информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности министерства;
Роспотребнадзор — за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
Роскомнадзор — применительно к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором).
По вопросу нарушения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, возможно, также обращаться в прокуратуру Свердловской области (г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 21).