10 причин для совместного чтения

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

 


ПРИЧИНА №1. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

ПРИЧИНА №2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

ПРИЧИНА №3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

ПРИЧИНА №4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

ПРИЧИНА №5. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

ПРИЧИНА №6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

ПРИЧИНА №7. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

ПРИЧИНА №8. Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

ПРИЧИНА №9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

ПРИЧИНА №10. Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

                                      Как привить подростку интерес к чтению?

                Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

          Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

           Каждый родитель мечтает, чтоб его подросток забыл о компьютере и предпочел книгу. Но как вызвать интерес у подростка к книге, как убедить, что книги нужны? Как этого достичь? Если все порядке с интеллектуальным развитием, то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки.

Подаем личный пример. Читайте сами. Вслух и про себя. И наоборот, если подросток часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» – свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.

Подбираем интересную книгу. Для начала определите, что подростка интересует больше всего. Например, парень интересуется компьютерами. Подберите фантастику про компьютерные миры. И как бы невзначай положите на видное место. Скорее всего, книга не останется незамеченной.
Девочка вся в мечтах о романтических приключениях? Тогда подойдет И. Бунин. И пусть не кажется, что рановато читать в 12 лет о любви. В самый раз! Нравится подростку история – выберите хороший исторический роман, и желательно соответственно школьной программе. И не стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания подросток разочаруется в чтении. Что, собственно, и происходит в школе. Пусть для начала это будет что-то модное. А к Достоевскому можно прийти позже. Многие подростки не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор. Все обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте подростку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает подросток, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка. Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

Читаем вместе с подростком. Сначала сами прочитайте книгу, которую выбираете, а потом в непринужденной беседе расскажите какой-то эпизод. Причем спровоцируйте подростка на дискуссию: скажите что-то, что противоречит взглядам подростка. В беседе предложите прочитать книгу. Предложите посмотреть фильм, снятый по книге, пойти на спектакль, поставленный по пьесе. Затем можно предложить сравнить с книгой. Мол, а в книге все было совсем не так. Это сработает, если фильм или спектакль зацепили.

Отвечаем подростку на вопрос «Зачем надо читать книги?»
Расскажите, что дает книга подросткам. Во-первых, чтение книг – это словарный запас. А словарный запас поможет побеждать в спорах. Книга научит красиво говорить и облачать свои мысли в яркие доводы. Это может сработать, ведь подростки – большие спорщики. А еще книги – это отличная языковая практика. Если есть проблемы с грамотностью, то чтение книг поможет.
А, как известно, грамотная речь и умение писать выгодно отличают любого человека. Ну и отличным стимулом для подростка начать читать книги может стать новенькая электронная книга.

Полезные советы родителям

$1·        Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.

$1·        Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

$1·        Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения

$1·        Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

$1·        Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

$1·        Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

$1·        Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.

$1·        Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.

$1·        Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

$1·        Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы — от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

$1·        Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.

$1·        Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

$1·        Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

$1·        Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

Куда и к кому обратиться за помощью:

$1u    Учителя литературы

$1u    Школьные библиотеки

$1u    Городские детские и юношеские библиотеки

Обратившись к специалистам, Вы сможете:

➢ ознакомиться с перечнем книг, соответствующих возрасту Вашего ребенка;

➢ получить рекомендации и литературу по развитию чтения;

➢ получить совет по использованию игровых методик, направленных на развитие навыков чтения, любви к слову и процессу чтения;

➢ узнать о возможности участия в массовых мероприятиях по приобщению к чтению, в творческих конкурсах, проводимых в городских и школьных библиотеках.

                         Перечень книг, рекомендуемых для семейного чтения

в 7-8 лет:
1. Лидия Чарская «Сибирочка», «Записки маленькой гимназистки», «Записки сиротки», «Романтические истории для девочек».
2. В. Драгунский «Денискины рассказы».
3. Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч».
4. С. Прокофьева «Лоскутик и облако», «Приключения желтого чемоданчика».
5. Туве Янссон «Муми-тролль» («Хемуль, который любил тишину», «Муми-тролль и комета», «В конце ноября», «Шляпа волшебника», «Мемуары папы Мумии-тролля», «Муми-папа и море», «Весенняя песня», «Опасное лето», «Волшебная зима»).
6. Е. Велтистов «Приключения Электроника», «Рэсси», «Миллион и один день каникул».
7. Р. Киплинг «Маугли».
8. Ю. Олеша «Три толстяка», «Слепой музыкант».
9. Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
10. Ф. Зальтен «Бемби».

11. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,  «Дядя Федор, пес и кот».

12. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Рассказы.

13. А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

в 9-10 лет:
1. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители».
2. А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
3. П. П. Бажов «Уральские сказы».
4. А. Беляев «Остров погибших кораблей», «Голова профессора Доуэля».
5. Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
6. Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльбери Финна», «Янки при дворе короля Артура».
7. Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой», «В глубине Великого Кристалла».
8. Детская библия.
9. Э. Сэтон-Томпсон «Рассказы о животных».
10. Дж. Крюс «Тим Талер или Проданный смех».
11. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес», «Алиса а Зазеркалье».
12. О. Уальд «Звездный мальчик», «Кентервильское привидение».
13. Ч. Диккенз «Приключения Оливера Твиста».
14. Г. Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо»
15. Михаил Пришвин. «Кладовая Солнца», «Кощеева цепь».
16. Джоан Роулинг «Гарри Поттер» («Гарри Поттер и волшебный камень», «Гарри Поттер и комната секретов», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гарри Поттер и кубок огня», «Гарри Поттер и Принц Полукровка»).

17. А. Гайдар. «Тимур и его команда», «Голубая чашка».

в 11-12 лет:
1. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Поиск предназначения, или двадцать седьмая теорема этики».
2. Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней».
3. Мифы Древней Греции и Древнего Рима.
4. А. С. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь».
5. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».
6. Р. Саббатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада».
7. Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин Колец» («Братство кольца», «Две твердыни», «Возвращение государя»), «Сильмариллион».

8. Т. Майн Рид «Всадник без головы», «Белый вождь», «Охотники за скальпами».
9. Э. Р. Бэрроуз «Тарзан», «Владыка Марса», «Принцесса Марса».
10. Л. Пантелеев «Республика «Шкид»», «Пакет».
11. Марк Твен «Принц и нищий».

12. А. Алексин «Мой брат играет на кларнете».

13.К. Булычев «Приключения Алисы».

14. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».

в 13-14 лет:
1. А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита».
2. Железников «Чучело».
3. Оскар Уальд «Портрет Дориана Грея».
4. Эдгар По «Рассказы».
5. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
6. М. Митчелл «Унесённые ветром».
7. Шарлотта Бронте «Джейн Эйр».
8. Войнич «Овод».
9. Р. Брэдбери «Марсианские хроники», «Вельд», «Вино из одуванчиков», «451° по Фаренгейту». Рассказы.
10. В. Каверин «Два капитана», «Открытая книга».

11. В. Катаев «Белеет парус одинокий».

12. Н. Лесков «Очарованный странник».

13. В. Некрасов «В окопах Сталинграда».

14.Н. Островский «Как закалялась сталь».

15.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая».

16.Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

в 15-16 лет:
1. Дж. Д. Селлинжер «Над пропастью во ржи» и рассказы.
2. Ф. Кафка «Замок», «Процесс».
3. Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» («Полёт над гнездом кукушки»).
4. Ф. М. Достоевский «Идиот», «Братья Карамазовы».
5. Т. Толстая «Кысь».
6. Улицкая Л. «Казус Кукоцкого», «Медея и её дети».
7. Б. Акунин «Азазель», «Турецкий гамбит».
8. Стругацкие «Пикник на обочине», «Улитка на склоне», «Трудно быть богом».
9. Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить».
10. Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Триумфальная арка», «Черный обелиск» (собрание сочинений).
11. Л.Н. Толстой «Анна Каренина».
12.В. Токарева «Рассказы и повести».
13. Б. Пастернак «Доктор Живаго», стихи.
14. М. Булгаков «Собачье сердце», «Белая гвардия».
15. И. Бунин «Тёмные аллеи», «Жизнь Арсеньева».
16. Ильф И. и Петров Е. «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок».
17. К. Симонов «Живые и мертвые», стихотворения.
18. Э. Хэмингуэй «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол».
19. Куприн «Гранатовый браслет», «Суламифь».
20. В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».
21. В. Шукшин «Рассказы».
22. В. Быков, Б. Васильев, Поляков, Курочкин (о Великой Отечественной войне).
23. Гёте И. В. «Фауст».

ИЩИТЕ В ИНТЕРНЕТЕ:
detmagazin.ucoz.ru

Библиотека детских журналов

www.bibliogid.ru

БиблиоГид: дети и книги

www.papmambook.ru

Папмамбук — интернет-журнал о детской литературе

www.deti-book.info

Электронная Библиотека для детей

biblio28.ru

Библиотека им. М.Горького (ЧИТАЙ ЭТО)

samokatbook.ru

detlit.ru