Рекомендации родителям, посвященные вопросам толерантности современного общества

tolerantnost

 

tolerantnost«Я, ты, он, она — вместе дружная страна, вместе — дружная
семья, в слове «мы» — сто тысяч «я»!» — так оптимистично и
жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране
песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых,
озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на
разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений,
довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни
все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем»
отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город»,
«семья», «школа», «класс».
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас
выглядит по — разному, по — разному одевается, по — разному разговаривает. Все имеют
что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии и
разногранности. Не все это могут понять и принять.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких

человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность,

доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…

Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым

для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, мы должны научиться вслушиваться во

мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это — есть проявление толерантности.

Проявлять толерантность — это значит признавать то, что люди различаются по

внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить

в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Так давайте сделаем так, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в

наших руках! В руках каждого!

 

Предлагаемые ниже приемы и упражнения будут способствовать установлению

доброжелательной атмосферы в любом коллективе.

1. Прием «Обнаружение противоречий»
В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня
без ночи, жизни без смерти … Предложите ребенку продолжить этот ряд.
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло,
активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость…
Вновь этот ряд может завершить ребенок.

Упражнение «Таблица антиподов»

Попросите ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и
отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее, то
же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется
нетерпимость .
2. Прием «Коррекция позиций»
Упражнение «Обрати минусы в плюсы»
Обратите внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его
отрицательные качества, и вместе пытайтесь осмыслить, где и в каких ситуациях эти
качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к
воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с
качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
3. Приём «Акцент на лучшее»

Упражнение Жемчужина в раковине

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих
индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в
любых, даже самых критических, ситуациях. Предложите ребенку отыскать в себе то, что
является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
4. Прием «Ломка стереотипов»
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на
черный и белый, а людей — только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас,
разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив
тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе
и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем
интереснее жить.

Упражнение Идеальный образ себя

 

Попросите ребенка нарисовать себя, состоящего из тех качеств, которые он
приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и
женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.